ГИС ЖКХ: новый сомнительный мегапроект?

ГИС ЖКХ

С 1 января 2017 года все управляющие компании и ресурсоснабжающие организации будут обязаны размещать информацию о начислениях с подробными расчетами на портале «ГИС ЖКХ».

Главной функцией ГИС станет контроль за начислением и оплатой коммунальных услуг. Новая система призвана стать единым информационным ресурсом, который будет аккумулировать всю информацию о российском ЖКХ.

По задумке законодателей, у каждой квартиры появится свой личный кабинет, в котором можно найти информацию о том, на какие услуги и в каких объемах производились начисления.

Применительно к водоснабжению процесс будет выглядеть следующим образом. Данные о потребленном количестве воды, снятые с квартирных приборов учета, поступят в управляющую компанию. УК обязана передать полученную информацию в муниципалитет, который, в свою очередь, направит ее в базу данных портала ГИС ЖКХ (он станет частью Единого портала госуслуг). Далее система сравнит суммарные показания приборов по дому с показаниями по этому же дому, переданными Водоканалом. В случае их расхождения будет сформирован запрос для проведения проверки в контролирующий орган.

Еще одна подсистема ГИС ЖКХ в режиме реального времени будет проводить автоматическую проверку начислений на предмет корректности, сравнивая их с установленными тарифами.

Одновременно с разработкой системы под нее переписывается законодательство. Сейчас завершается подготовка правительственных поправок ко второму чтению законопроекта «О ГИС ЖКХ». Одна из главных новаций, которая появится в законе, будет заключаться в следующем: в ГИС ЖКХ планируется в обязательном порядке размещать все платежные документы, формируемые ресурсоснабжающими организациями или управляющими компаниями, и без внесения таких документов в систему услуга не будет считаться оказанной в полном объеме. Следовательно, гражданин сможет ее не оплачивать.

Эксперты отрасли ЖКХ относятся к информационному ноу-хау с изрядной долей скепсиса:

«Удобство для населения – лишь прикрытие, – уверены представители управляющих организаций. – Настоящая цель ГИС – создать еще один контролирующий деятельность УК орган».

Отсутствие единой информационной среды ЖКХ не позволяет видеть и анализировать общую картину происходящего в этой сфере. Следовательно, федеральные власти не способны принимать взвешенные решения о распределении бюджета и вести стратегическое планирование. Нет механизмов обратной связи власти и граждан.

Власти пытаются этими нововведениями каким-то образом сформировать рыночные отношения, повысить ответственность УК и сделать их деятельность подконтрольной и прозрачной, однако по словам представителей УК, многие из предлагаемых методов невыполнимы с технической точки зрения и требуют набора нового персонала, которому нужно будет платить деньги. Это увеличит траты управляющих компаний, что в конце концов скажется на удорожании предоставляемых услуг.

Разработчики программ тоже высказывают сомнения: в ряде регионов уже работают консолидированные ИТ- системы, но они не централизованы и зачастую имеют различные архитектуры и техническую реализацию. Их необходимо будет объединять, что потребует доработок. Самой большой проблемой, с которой столкнутся создатели ГИС — будет сочетание поставщиков, услуг и тарифов на каждый лицевой счет. Прежде чем создавать единую ГИС, необходимо «внедрить вменяемые информационные системы на местах, иначе в ГИС нечего будет направлять», — считают программисты. В первую очередь это касается ресурсоснабжающих организаций и расчетных центров:

«Новую программу не внедряют, а пытаются допилить напильником то, что было приобретено ранее, но оно технологически не совместимо и не может работать по правительственному постановлению № 354 (Регламентирует правила предоставления коммунальных услуг)».

Эксперты убеждены, создатели ГИС ЖКХ столкнутся и с отсутствием у управляющих, ресурсоснабжающих организаций и местной администрации полных комплектов документов на многоквартирные дома (техпаспортов, кадастровых паспортов, экспертиз домов, энергопаспортов домов). Восстановление данной документации и доработки программногого обеспечения приведут к большим затратам как временным, так и материальным, что опять же, повлечет за собой удорожание услуг для собственников жилья.

Важно и то, что ГИС ЖКХ предстоит работать с огромным массивом данных и обеспечивать качество предоставляемого сервиса. Этот вопрос крайне важен, поскольку именно он будет влиять на конечных пользователей, для которых и создается вся система.«Тяжелые» сервисы имеют неудобные интерфейсы, непонятные или перегруженные разделы или просто медленную работу всего комплекса.

Тратить миллиарды на систему, которая будет просто мониторить вопросы ЖКХ– непростительное расточительство, убеждены эксперты отрасли:

«Внедрение онлайн-системы контроля управляющих компаний – очередной сомнительный проект, как и многие другие сайты бесчисленных министерств и ведомств, скорее всего, все скатится к освоению огромного бюджета на создание портала, а эффективность его будет крайне сомнительна».