Ответственность быть собственником
Прорвало трубу, в подъезде накурено, валяется мусор. Кто виноват? Конечно управляющая компания – скажет вам любой горожанин, забывая о своей ответственности. Ответственности собственника жилья.
До этого, в советское еще время человек получал от государства бесплатную квартиру, был квартиросъемщиком, платил по квитанции, и голова не болела, где взять денег на капитальный ремонт. За этим следило государство, которое и было собственником.
В 90-е ситуация начала меняться. Многие россияне, долгое время лишенные вообще какой-либо собственности, воспользовались правом приватизировать жилье и стали полноправными хозяевами своих квадратных метров. Мало кто тогда задумывался о том, какого качества и состояния жилье приобретается. Государство с радостью передало новоявленному собственнику площади с облезлыми стенами, протекающей крышей и негодным инженерным оборудованием. Да, право требовать от государства капитального ремонта передаваемых в собственность домов имелось, однако мало кто знал об этом, и еще меньшее количество граждан реализовали это право.
В итоге жители городов оказались не готовы к переданному им перечню полномочий и обязанностей. Для нашего человека, отученного советскими временами от мещанской привычки иметь свое, дом заканчивался за дверью, а то, что за дверью, – это уже не его, а чужое. Интересно, чье?
В 2011 году в одном из городов Казахстана был проведен эксперимент: государство полностью ушло из ЖКХ. Сначала весь город погряз в мусоре, который перестал вывозиться. Вскоре жители не выдержали, взяли все в свои руки – и порядок был восстановлен.
Сегодня редкий собственник жилья осознает, что является хозяином не только своей квартиры, но и мест общего пользования многоквартирного дома. Управляющие компании ведут серьезную работу, разъясняя собственникам их права и обязанности. Так, одна из прямых обязанностей собственников в лице совета дома – это согласование с УК перечня работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества дома. И без такого решения управляющие организации не имеют права распоряжаться средствами дома.
В Ярославле многие собственники пассивны, не хотят собираться и обсуждать возникающие проблемы по управлению своим домом, что серьезно затрудняет работу управляющих компаний. По сути, управляющая компания – это компания обслуживающая. А распоряжаться делами в доме должны сами собственники. Только тогда их жизнь станет комфортной. Но для этого нужно взять в свои руки бразды правления, а значит – и ответственность.
«Мы готовы качественно обслуживать собственника, но как нам обслуживать, когда сам собственник отказывается управлять своим домом? Пора понять, что времена изменились», – считают представители управляющих компаний.
Только ленивый не обвиняет управляющие компании во всех своих коммунальных бедах. Люди привыкли: я плачу коммунальные платежи и больше знать ни о чем не хочу и делать ничего не буду. Но при этом хочу, чтобы в квартире и в доме все было отремонтировано.
Существует перечень обязанностей по обслуживанию дома, но управляющие компании не могут решить за собственника, что ему заменить, что исправить, управдомы могут дать лишь рекомендацию на основании регулярных осмотров домов. Решение остается за собственником. Для того, чтобы решение было принято, собственники должны собрать общее собрание, и, приняв решение, предоставить управляющей организации заявление о проведении тех или иных работ. Но не секрет, что большинство собственников не только не хотят ходить на собрания и участвовать в жизни дома, но даже не знают своего соседа, не то что старшего по подъезду.
Особое недовольство у собственников возникает при получении счетов-квитанций. Однако мало кто понимает, что «львиную» долю от суммы квитанции жители платят ресурсоснабжающим организациям за предоставленные воду, тепло, свет. Стоимость жилищных услуг, в которые и закладываются управление, ремонт, содержание, уборка, вывоз и утилизация мусора, невысока в сравнении с коммунальными платежами.
И даже несмотря на это, проблема неплатежей населения стоит крайне остро: ресурсоснабжающие организации за поставленные коммунальные услуги требуют от управляющих организаций 100% оплаты. Однако известно, что неплатежи населения составляют порядка 2% ежемесячно. Более того долги накапливаются и зачастую перерастают в сотни тысяч. Образовавшаяся недоплата ложится на плечи управляющей организации. В результате эти самые неплатежи и выливаются в невозможность выполнения работ на доме – ведь денег на эти работы не накоплено. Причина – несознательность соседей, не считающих должным оплачивать квитанции. Так одна проблема влечет за собой другую.
Следует признать, что многие проблемы ЖКХ начинаются с низкой ответственности самих собственников. Поэтому, крайне важно, чтобы владельцы квадратных метров наконец-то осознали себя хозяевами своего жилья, своего дома и в полной мере поняли свою ответственность и обязанности, которые пока они часто не исполняют.